Человек… убеждённый, что его жизнь есть настоящая, высшая жизнь, его знание – наиболее совершенное знание, его добро – абсолютное добро, что он альфа и омега, начало и конец всего: такой человек… вызывает гомерический хохот.
•
Человеку нужно положительное, т.е. такое, что сейчас годится на потребу. И вовсе не истина! Обман и иллюзия умеют служить людям не хуже, чем истина.
•
Человеку трудно ждать. Он так устроен, что настоящее ему всегда кажется более важным и несомненным, чем будущее.
•
Чем больше мы видим, тем больше мы погружаемся в зло, и совершенное видение привело бы к окончательному воцарению зла в мире.
(о платоновской притче о пещере)
•
… что бы человек не говорил, до слуха ближних доходят только полезные или приятные для них сведения.
•
Что же такое человек и можно ли считать его разум совершенным, божественным? Не вернее ли думать, что наш разум есть только эмбрион, зародыш чего-то, и что нам дано только стремиться, начинать, – но не кончать?
•
Чтобы верить в добродетель, нужно быть самому добродетельным.
•
Чтобы обрести Бога, нужно вырваться из чар разума.
•
Это человеку нельзя обманывать, а Богу можно – потому что Ему всё можно.
•
Ясно, что истина – я говорю, конечно, о последней истине, – есть некое живое существо, которое не стоит равнодушно и безразлично перед нами и пассивно ждёт, когда мы подойдём к нему и возьмём его. Мы волнуемся, мучаемся, рвёмся к истине, но и истине чего-то нужно от нас.
•
Ясность и отчётливость притягивают нас не к действительному, а к иллюзорному, не к существующему, а к тени существующего.