Дорогая, несчастных
нет! нет мёртвых, живых.
Всё – только пир согласных
на их ножках кривых…
Право, чем гуще россыпь
чёрного на листе,
тем безразличней особь
к прошлому, к пустоте
в будущем. Их соседство,
мало суля добра,
лишь ускоряет бегство
по бумаге пера.

Другого будущего, кроме очерчённого искусством, у человека нет. В противном случае нас ожидает прошлое – прежде всего политическое, со всеми его массовыми полицейскими прелестями.

Дух – благодать тверди иной к горсточке праха,
дабы не знать в глине земной смертного страха.
Дух – это нить с небом связать глины уродство,
дабы лишить мест осязать наше сиротство.

Духота. Даже тень на стене, уж на что слаба,
повторяет движенье руки, утирающей пот со лба.
Запах старого тела острей, чем его очертанья. Трезвость
мысли снижается. Мозг в суповой кости
тает. И некому навести
взгляда на резкость.

«Душа не ощущает тесноты».
«Ты думаешь? А в мёртвом организме?»
«Я думаю, душа за время жизни
приобретает смертные черты.»

ежели неподвижность действительно мать движенья,
то отчего у них разные выраженья?
И не только лица, но – что важнее – тела?
Сходство у них только в том, что им нет предела…

Если бы в основе мира было заложено зло, мир не существовал бы.

Если бы владыки нашего мира были более начитанными, то дурное управление и горе … несколько бы умерились.

Если бы время имело собственное перо и решило сочинить стихотворение, его строчки содержали бы листья, траву, землю, ветер, овец, лошадей, деревья, коров, пчёл. Но не нас.

Если в двадцать лет вы не декадент, то – когда?

Если вам глаза скормить суждено воронам,
лучше если убийца – убийца, а не астроном.

Если вам необходимо бунтовать, бунтуйте против тех, кто не столь легко раним. Родители – слишком близкая мишень (так же, впрочем, как братья, сёстры,  жёны или мужья); дистанция такова, что вы не можете промахнуться.

Если выбирать между наукой и верой, то мы в выигрыше с наукой, поскольку верования оказались слишком разобщающими.

Если говорить о жажде бесконечного, то поэзия часто превосходит веру.

Если говорить о поводах для иносказаний, смерть не имеет себе равных, и на Страшном Суде она может привести это в свою защиту.

Если искусство чему-то и учит (и художника – в первую голову), то именно частности человеческого существования… Оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности – превращая его из общественного животного в личность.

Если искусство чему-то и учит человека, так это – уподобиться искусству, а не другим людям.

Если любовь и можно чем-то заменить, то только памятью. Запоминать – значит восстанавливать близость.

Если нельзя стать кочевником физически, следует по крайней мере стать им в мыслях. Вы не можете спасти свою шкуру, но вы можете попытаться спасти свой разум.

Если отрицательный потенциал человека ярче всего проявляется в убийстве, его положительный потенциал лучше всего проявляется в искусстве.

Если тем, что отличает нас от прочих представителей животного царства, является речь, то литература – и, в частности, поэзия, будучи высшей формой словесности, – представляет собой, грубо говоря, нашу видовую цель.

Если ты банкир или пилот, ты знаешь, что, набравшись опыта, ты можешь более или менее рассчитывать на прибыль или мягкую посадку. В писательском же деле наживаешь не опыт, а неуверенность. …В этой области, где навык губит дело, … наиболее частое состояние души – паника.

Если ты родился в России, неизбежна тоска по иной родословной.

Если ты хоть раз, поддавшись страху, согнул спину, участь твоего позвоночника решена: ты согнёшь её снова.

Если у нас есть что-то общее с древностью, так это перспектива небытия.

Если у поэта и есть какое-то обязательство перед обществом, так это писать хорошо.

Если что-то может быть хуже, чем помесь бедности с бетоном, так это помесь бетона с игривостью.

Есть в рубеже смертном надрыв, страшно до дури.
Слабой душе смерть есть призыв к бегству к Натуре.

Есть города, в которые нет возврата.
Солнце бьётся в их окна, как в гладкие зеркала. То
есть в них не проникнешь ни за какое злато.
Там всегда протекает река под шестью мостами.
Там есть места, где припадал устами
тоже к устам и пером к листам. И
там рябит от аркад, колоннад, от чугунных пугал;
там толпа говорит, осаждая трамвайный угол,
на языке человека, который убыл.

Есть истинно духовные задачи.
А мистика есть признак неудачи
в попытке с ними справиться…

есть ли что-нибудь более жалкое, чем перебирать утраченные возможности …

Есть преступления, простить которые – преступление.

Ещё неизвестно, кто больший кочевник: тот ли, кто кочует в пространстве, или тот, кто кочует во времени.

«Ещё умру тут, Господи,прости,
считая, что тот свет необитаем»…
«Тот груз, которым нынче обладаем,
в другую жизнь нельзя перенести».

Жаждать чего-то, что имеет кто-то другой, означает утрату собственной уникальности.

Жаждать чего-то, что имеет кто-то другой, означает утрату собственной уникальности.

Жечь книги – это, в конце концов, всего лишь жест; запрещать их публикацию – это фальсификация времени.

Жизнь – игра со многими правилами, но без рефери.

жизнь – синоним / небытия и нарушенья правил.

Жизнь – сумма мелких движений.

Жизнь – только разговор перед лицом молчанья…

Жизнь бессмысленна. Или
слишком длинна. Что в силе
речь о нехватке смысла
оставляет – как числа
в календаре настенном.
Что удобно растеньям,
камню, светилам. Многим
предметам. Но не двуногим.

Жизнь возникла как привычка
раньше куры и яичка.

Жизнь есть товар на вынос:
торса, пениса, лба.
И географии примесь
к времени есть судьба.
Нехотя, из-под палки,
признаёшь эту власть,
подчиняешься Парке,
обожающей прясть.

Жизнь имеет гораздо меньшее отношение к Времени, чем смерть.

Жизнь имярека ещё не есть Бытие, со всеми вытекающими из этого и для смерти имярека последствиями.

                     …Жизнь, которой,
как дарёной вещи, не смотрят в пасть,
обнажает зубы при каждой встрече.
От всего человека вам остаётся часть
речи. Часть речи вообще. Часть речи.

Жизнь на три четверти – узнавание
себя в нечленораздельном вопле
или – в полной окаменелости.

Жизнь художника даёт ключ к пониманию его творчества.

Жизнь, бегущая за нами…

жизнь, вероятно, не так длинна,
чтоб откладывать худшее в долгий ящик.

Жить – в каком-то смысле значит цитировать, и когда ты что-то выучил наизусть, заученное принадлежит тебе в той же степени, что и автору.

жужжанье ослепительной осы
в простой ромашке вызывает робость.
Я сознаю, что предо мною пропасть.
И крутится сознание, как лопасть
вокруг своей негнущейся оси.

Жухлая незабудка
мозга кривит мой рот.
Как тридцать третья буква,
я пячусь всю жизнь вперёд.

За ваши чувства высшие
цепляйтесь каждый день…

За героем всегда лучше наблюдать издали.

забыть одну жизнь человеку нужна, как минимум, / ещё одна жизнь.

Загнанный зверь статуй певца с цоколя сбросит,
ибо, поверь, нищи сердца с мёртвого спросят.

Задние мысли сильнее передних.

Замерзая, я вижу, как за моря
солнце садится, и никого кругом.
То ли по льду каблук скользит, то ли сама земля
закругляется под каблуком.

Запах старого тела острей, чем его очертанья.

Засвети же свечу
или в лампочке свет.
Темнота по плечу
тем, в ком памяти нет…

Засни и ты. Забудь тот крик, забудь.
Засни и ты: смотри как соснам спится.
Всегда пред сном твердишь о чём-нибудь,
но вот в ответ совсем другое снится.

Затем, чтоб пустым разговорцем
развеять тоску и беду,
я странную жизнь стихотворца
прекрасно на свете веду.

зачем он так несдержан на язык,
ведь он-то уже понял и привык
к тому – хоть это дьявольски смешно –
что ложь и правда, кажется, одно…

Здесь можно жить, забыв про календарь,
глотать свой бром, не выходить наружу
и в зеркало глядеться, как фонарь
глядится в высыхающую лужу.

                   Здесь, на земле,
     от нежности до умоисступленья
все формы жизни есть приспособленье.

Зелень только на знамени Пророка. Здесь ничего не растёт, опричь усов.

Земные пути короче. Прочны земные вещи. Земные истины проще и постигаемы легче, нежели притчи неба и путаницы созвездий.

…Зимою на самом деле
вторник он же суббота. Днём легко ошибиться:
свет уже выключили или ещё не включили?

Зло и добро парою рук часто сдаётся.
Деве равно всё, что вокруг талии вьётся.