Кьеркегор, Сёрен (1813 — 1855) — датский философ, теолог, писатель

Кьеркегор
 

 

 

 

 

В воспоминании есть такая «действительность», какой никогда не имеет сама действительность.

Вера есть парадокс, что отдельный человек стоит выше общего.

Вера именно там начинается, где кончается мышление.

Верить – значит потерять разум, чтобы обрести Бога.

Верить против разума есть мученичество.

Вместо того, чтобы предъявлять требования к жизни, мы предъявляем их к самим себе – к этому нас, впрочем, и готовят и дрессируют.

Во внутреннем мире нет ничего такого, что не было бы свободой, во внешнем — ничего такого, что было бы ею.

Возможности более впечатляющи, чем действительность.

Возмужав, я взглянул на жизнь открытыми глазами, засмеялся и с тех пор не перестаю. Я понял, что значение жизни сводится к «тёпленькому местечку», что цель жизни – чин статского или иного советника, истинный смысл и желание любви – женитьба на богатой; блаженство дружбы – денежная поддержка; истина – лишь то, что признаётся большинством; восторженность – способность произнести спич; храбрость – риск подвергнуться десятирублёвому штрафу; сердечность – послеобеденное пожелание: «на здоровье»; набожность – ежегодное говение. Я взглянул на жизнь и засмеялся.

… время и вечность касаются друг друга.
                                                        (о мгновении)

…всякий человеческий расчёт для него давно перестал существовать.
                                                       (об Аврааме)

Движение веры должно всегда делаться в силу Абсурда, но нужно помнить, что при этом не теряется конечное, а полностью и целиком приобретается.

Если бы мне предложили пожелать чего-нибудь, я пожелал бы не богатства, не власти, а именно страстной веры в «возможность», взора, вечно юного, вечно горящего, повсюду видящего «возможность». Само наслаждение разочаровывает, «возможность» — никогда.

Жизнь может быть понята только назад, но она должна быть пройдена вперёд.

И тот может всё потерять, кто имел мало.

Из мира духа исключается лишь тот, кто сам себя исключает.

Ипохондрик особенно чуток к юмору, сластолюбец охотно говорит об идиллии, развратник о морали, скептик о религии. Да и святость постигается не иначе, как в грехе.

Какие люди странные! … им дана свобода мысли, так нет, подавай им свободу слова!

Когда страшно, время идёт медленно; когда очень страшно, замедляется и само мгновение; когда же смертельно страшно, время окончательно останавливается. Хочешь бежать как можно быстрее – и не можешь двинуть ногой; хочешь пожертвовать всё на свете, чтобы купить только одно мгновение, — и тут же уясняешь, что оно не продаётся…

Лучшим доказательством ничтожества жизни являются примеры, приводимые в доказательство её величия.

Людские помыслы слишком ничтожны … Желания людские степенны и вялы, страсти спят … Вот почему душа моя постоянно обращается к Ветхому завету и Шекспиру. Там по крайней мере чувствуется, что говорят люди, там ненавидят, там любят, убивают своего врага, проклинают его потомство во всех поколениях, там – грешат!

Между тем вздох, слово… имеют власть снимать тяжесть с души — именно потому, что тяжесть — просто оттого, что её высказывают, — уже начинает становиться чем-то прошедшим.

Невинность есть неведение.

Никто не возвращается из царства мёртвых, никто не появляется на свет без слёз, никто не спрашивает, когда хочешь появиться, никто не справляется, когда желаешь уйти.

Нитка соткана в слезах, рубаха сшита в слезах. И тайна жизни в том, что каждый сам должен сшить себе такую рубаху.

Придите хоть вы, сон и смерть, одни вы, ничего не обещая, всё исполняете.

Случай положительно мне благоприятствует. В мутной воде рыбка ловится лучше всего: когда девушка взволнована, можно рискнуть на многое и с успехом..

Толк в жизни понимаешь только потом, но жить приходится сначала.

У кого есть вера хотя бы с горчичное зерно, тот может сдвигать горы.

Чем мне заняться? Разве оповещать человечество о своей грусти, стараясь представить новые доказательства печального ничтожества человеческой жизни?

Что ни говорите, а человеческое достоинство признаётся ещё в природе. Желая отогнать птиц от плодовых деревьев, ставят чучело, и даже отдалённого сходства этого пугала с человеком достаточно для того, чтобы внушить уважение.

Это принадлежит к решительнейшим определениям христианства, что противоположностью греху является не добродетель, а вера.