Спиноза, Бенедикт (1632 — 1677) — нидерландский философ

NETHERLANDS - JANUARY 01: Baruch de Spinoza, (1632-1677), Jewish philosopher. His "Tractatus theologico-politico" defends freedom of thought and tolerance. German School. Herzogliche Bibliothek, Wolfenbuettel, Germany. (Photo by Imagno/Getty Images) [Baruch de Spinoza, (1632-1677), JJuedischer Philosoph. Deutsche Schule. Wolfenbuettel, Germany]
 

 

 

 

 

Блаженство не есть награда за добродетель, а сама добродетель.

Бог, собственно говоря, никого ни любит, ни ненавидит… он ни к кому не питает ни любви, ни ненависти.

Большая часть ошибок состоит лишь в том, что мы неправильно прилагаем к вещам названия.

В желании выражается сущность человека. 

В природе вещей нет ничего случайного. 

В природе нет ничего, что можно было бы приписать её недостатку. 

Весёлость всегда хороша и не может быть чрезмерной.

…возникает большая часть несогласий вследствие того, что люди неправильно выражают свои мысли, или вследствие того, что неверно истолковывают чужие…

Все вещи происходят из необходимости: в природе нет ни добра, ни зла.

Всего менее мы свободны в том, к чему стремимся с великой страстью.

Всё, что есть в мире, преходит, всё обречено на гибель: стоит ли дорожить таким миром?

Всё прекрасное так же трудно, как и редко.

Всякое определение есть ограничение.

Всякому по высшему праву природы дозволено делать всё, что он считает для себя полезным.

Высшее благо для души есть познание Бога, а высочайшая добродетель – познавать его.

Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

Если бы люди рождались свободными, они бы не создавали никакого понятия о добре и зле.

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение.

Если кто воображает, что он подал справедливый повод к ненависти, то он будет чувствовать стыд. Но это редко случается.

Если мы воображаем, что кто-либо получает удовольствие от чего-либо, владеть чем может только он один, то мы будем стремиться сделать так, чтобы он не владел этим.

Если мы воображаем, что кто-либо причиняет любимому нами предмету удовольствие, мы будем чувствовать к нему любовь.

Если тело не деятельно, то и душа не способна к мышлению.

Из общего сожития людей возникает гораздо более удобств, чем вреда.

Любовь … действует на человека таким образом, что он ставит любимый предмет выше, чем следует.

Люди гораздо более расположены к мести, чем к воздаянию добром.

Люди … любят рассказывать об опасностях, от которых избавились.

Люди по природе своей завистливы.

Люди привыкли называть … вещи совершенными или несовершенными более вследствие предрассудка, чем вследствие истинного познания их.

Люди, управляемые разумом … не чувствуют влечения ни к чему, чего не желали бы другим людям, а потому они справедливы, верны и чесны.

Людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы.

Между верой или теологией и философией нет ничего общего, ничего родственного… ибо цель философии только истина, цель же веры – исключительно повиновение и благочестие.

Мы большей частью стремимся к сохранению нашего существования, не обращая никакого внимания на наше здоровье в целом.

Мы по своей природе таковы, что легко верим в то, на что надеемся, и с трудом верим в то, чего боимся.

Мы чувствуем и знаем, что мы бессмертны.

Не смеяться, не плакать и не проклинать, но понимать.

Нет ни надежды без страха, ни страха без надежды.