Спиноза, Бенедикт (1632 — 1677) — нидерландский философ
•
Блаженство не есть награда за добродетель, а сама добродетель.
•
Бог, собственно говоря, никого ни любит, ни ненавидит… он ни к кому не питает ни любви, ни ненависти.
•
Большая часть ошибок состоит лишь в том, что мы неправильно прилагаем к вещам названия.
•
В желании выражается сущность человека.
•
В природе вещей нет ничего случайного.
•
В природе нет ничего, что можно было бы приписать её недостатку.
•
Весёлость всегда хороша и не может быть чрезмерной.
•
…возникает большая часть несогласий вследствие того, что люди неправильно выражают свои мысли, или вследствие того, что неверно истолковывают чужие…
•
Все вещи происходят из необходимости: в природе нет ни добра, ни зла.
•
Всего менее мы свободны в том, к чему стремимся с великой страстью.
•
Всё, что есть в мире, преходит, всё обречено на гибель: стоит ли дорожить таким миром?
•
Всё прекрасное так же трудно, как и редко.
•
Всякое определение есть ограничение.
•
Всякому по высшему праву природы дозволено делать всё, что он считает для себя полезным.
•
Высшее благо для души есть познание Бога, а высочайшая добродетель – познавать его.
•
Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.
•
Если бы люди рождались свободными, они бы не создавали никакого понятия о добре и зле.
•
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение.
•
Если кто воображает, что он подал справедливый повод к ненависти, то он будет чувствовать стыд. Но это редко случается.
•
Если мы воображаем, что кто-либо получает удовольствие от чего-либо, владеть чем может только он один, то мы будем стремиться сделать так, чтобы он не владел этим.
•
Если мы воображаем, что кто-либо причиняет любимому нами предмету удовольствие, мы будем чувствовать к нему любовь.
•
Если тело не деятельно, то и душа не способна к мышлению.
•
Из общего сожития людей возникает гораздо более удобств, чем вреда.
•
Любовь … действует на человека таким образом, что он ставит любимый предмет выше, чем следует.
•
Люди гораздо более расположены к мести, чем к воздаянию добром.
•
Люди … любят рассказывать об опасностях, от которых избавились.
•
Люди по природе своей завистливы.
•
Люди привыкли называть … вещи совершенными или несовершенными более вследствие предрассудка, чем вследствие истинного познания их.
•
Люди, управляемые разумом … не чувствуют влечения ни к чему, чего не желали бы другим людям, а потому они справедливы, верны и чесны.
•
Людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы.
•
Между верой или теологией и философией нет ничего общего, ничего родственного… ибо цель философии только истина, цель же веры – исключительно повиновение и благочестие.
•
Мы большей частью стремимся к сохранению нашего существования, не обращая никакого внимания на наше здоровье в целом.
•
Мы по своей природе таковы, что легко верим в то, на что надеемся, и с трудом верим в то, чего боимся.
•
Мы чувствуем и знаем, что мы бессмертны.
•
Не смеяться, не плакать и не проклинать, но понимать.
•
Нет ни надежды без страха, ни страха без надежды.
•