Орфей не побоялся спуститься в самый ад за Эвридикой, Пигмалион вымолил для себя у богов чудо, Дон Жуан подал руку ожившей статуе, у Пушкина даже скромный юноша отдаёт жизнь за одну ночь Клеопатры. А в «Песне Песней» мы читаем: любовь сильна, как смерть.
•
От копеечной свечи Москва сгорела, а Распутин и Ленин – тоже копеечные свечи – сожгли всю Россию.
•
Паскаль замечает, что, если бы у Клеопатры нос был чуть-чуть короче, мировая история приняла бы другое направление. Это глубокая и верная мысль: мировая история направляется обычно бесконечно малыми величинами.
•
Познание, в конечном счёте, держится на доверии к нему, и человеку предоставляется самому решать, самому свободно выбирать – заслуживает ли знание доверия или не заслуживает.
•
Пока мы «знаем», пока мы «понимаем» – мы спим, и тем крепче спим, чем «яснее и отчётливее» … наши суждения.
•
Постоянство явлений природы в высокой степени загадочно и таинственно, я даже готов сказать, что оно имеет какой-то противоестественный характер.
•
Поэт примиряет нас с жизнью, выясняя осмысленность всего того, что нам кажется случайным, бессмысленным, возмутительным, ненужным.
•
Правота и истина – земные дары, столь же бренные и преходящие, как слава и почести.
•
… преступление является не от злой воли, а от бессилия человека разгадать тайну жизни.
•
Привычка считать истиной только то, что доказано, – самая отвратительная и несчастная привычка.
•
Природа систематически губит всё, что создаёт … Смерть и разрушение – неизбежный конец всему, вышедшему из рук природы.
•
Протянувши руку к дереву познания, люди навсегда утратили свободу. Или иначе: у них осталась свобода, но только свобода выбирать между «добром» и «злом».
•
Пусть бы на земле никто никогда не слышал о Боге – только бы Бог был. И наоборот – если бы все до одного человека верили в Бога, которого нет, можно было бы предать проклятию эту веру, как бы сладка и утешительна она ни была.
•
Радости, восторги, блаженства – это только приманка, червячки, которыми приходится соблазнять людей, неспособных понять, что цель мироздания не в них…
•
Разве идея необходимости не есть наиболее адекватное выражение окаменелости?
•
Разум должен отказаться от притязаний на суверенитет. Ему не дано «всё черпать из себя», не он был вначале. Истоки и корни лежат за пределами разума.
•
Разум также легко подкупить, как и душу человека. И, главное, разум никогда не замечает, что его подкупили.
•
Самое опасное, то, что грозит окончательной гибелью живому существу – и душе и телу – это удовольствие.
•
Самые важные и значительные мысли, откровения, являются на свет голыми, без словесной оболочки: найти для них слова – особое, очень трудное дело, целое искусство. И наоборот: глупости и пошлости сразу приходят наряженными в пёстрые, хотя и старые, тряпки – так что их можно прямо, без всякого труда, преподносить публике.
•
Свобода всегда пугала людей, привыкших думать, что их разум выше всего на свете.
•
Сколько великих, величайших мыслей погибло только потому, что они не мирились с идеей об единой истине и не могли дышать в атмосфере, пропитанной этой идеей.
•
Сколько ни толковало … человечество о вере, как страстно оно не стремилось к ней, оно всё же не могло победить в себе прирождённого неверия. Оно говорило о вере, но искало знания и понимания.
•
Смерть есть самое неестественное, таинственное и загадочное из всего, что вокруг нас происходит.
•
Страх смерти объясняется исключительно чувством самосохранения.
•
Стремление к объективности – от лукавого, от князя сего мира … оно есть верный признак совершенного равнодушия к мирам иным.
•