Новый Завет не отменяет Ветхого Завета для ветхого ещё человечества.
•
Нравственная жизнь слагается из парадоксов, в которых добро и зло переплетаются и переходят друг в друга.
•
Нужно быть ко всем милосердным, но невозможно всех любить одинаковой любовью.
•
Общество держится верованиями, а не силой. Когда оно начинает держаться исключительно силой, оно кончается и умирает.
•
Объективная целесообразность раздавливает человека.
•
Одно мгновение может быть вечностью, другое мгновение может быть дурной бесконечностью.
•
От безликой власти закона мир и человек должны быть освобождены.
•
Ответственность за зло возвышает, а не унижает … человека, ибо приписывает ему огромную силу свободы, способной восстать на Творца, отделиться от него и создать собственный безбожный мир, создать ад.
•
Относись к живым, как к умирающим, к умершим относись, как к живым.
•
Отрицание бессмертия есть усталость, отказ от активности.
•
Парадоксальность, трагичность, сложность нравственной жизни заключается в том, что плохи бывают не только зло и злые, плохи бывают и добро и добрые.
•
Первичный творческий акт совсем не является искусством. Искусство вторично, и в нём творческий огонь охлаждается.
•
Переживание вины и есть переживание аристократическое, переживание благородных, как переживание обиды есть переживание плебейское, унизительное.
•
Победа над рабством у природы, у природных стихийных сил есть … основная тема цивилизации.
•
Подлинный духовный аристократизм связан с сознанием служения, а не с сознанием своей привилегированности.
•
Подозрительность и мнительность, видящая всюду зло, ересь и гибель, есть начало психического расстройства…
•
Познание есть бесстрашие.
•
Познание есть посвящение в тайну бытия.
•
Пока человек существо половое, он не может жить в мире и гармонии. Антропология мужская совершенно отличается от антропологии женской, психология мужская совершенно отличается от психологии женской. Тут с трудом возможно взаимное понимание, оно затруднено страшной и жестокой борьбой.
•
Пол, означая ущербность и неполноту человека, есть власть рода над личностью, власть общего над индивидуальным. Отдаваясь власти половой жизни, человек теряет власть над самим собой.
•
Почти чудовищно, как люди могли дойти до такого состояния сознания, что в мнении и воле большинства увидели источник и критерий правды и истины!
•
Пошлость есть … определяемость жизни исключительно извне…
•
Прельщение и рабство эстетическое всегда означает ослабление и даже уничтожение ценности личности…
•
Преступления, которые человек совершает во имя коллективов, отождествляя себя с ними, суть преступления личные.
•
Природа прежде всего для меня противоположна свободе … она тем самым означает противоположение личности, противоположение духу.
•
Рабство, ощущаемое человеком как насилие извне и ненавидимое, менее страшно, чем рабство, которое прельщает человека и которое он полюбил.
•
Рай невозможен для меня, если близкие мои, родные мне или даже просто люди, с которыми мне приходилось вместе в жизни, будут в аду, если в аду будут Бёме, как «еретик», Ницше, как «антихрист», Гёте, как «язычник», и грешный Пушкин.
•
Революцию нельзя рассматривать как новую, лучшую жизнь, революция есть болезнь, катастрофа, прохождение через смерть.
•
Революция ищет торжества во что бы то ни стало. Торжество даётся силой. Сила эта неизбежно переходит в насилие.
•
Само различие между добром и злом мучительно и радости не приносит.
•
Самодержавие народа — самое страшное самодержавие, ибо в нём зависит человек от непросветлённого количества, от тёмных инстинктов масс.
•