Свобода аристократична, а не демократична. Она обращена к личности, а не к массе. Общественная свобода может быть самой страшной тиранией, она может превратиться в порабощение всех.
•
Свобода есть не удовлетворение, лёгкость и наслаждение, а тягота, трудность и страдание.
•
Свобода есть право на неравенство.
•
Свобода есть основное условие нравственной жизни, не только свобода добра, но и свобода зла.
•
Свобода есть роковой дар, который делает роковой участь человека.
•
Свобода, ложно направленная, может быть источником рабства.
•
Свобода моей совести есть абсолютный догмат, я тут не допускаю споров, никаких соглашений, тут возможна только отчаянная борьба и стрельба.
•
Свобода трудная вещь. Оставаться в рабстве легче.
•
Семья сплошь и рядом охлаждает любовь.
•
Скука есть отсутствие творчества.
•
Слово «счастье» — самое бессодержательное и ничего не значащее из человеческих слов. Никакого критерия и мерила счастья не существует, и никакого сравнения не может быть счастья одного человека со счастьем другого.
•
Смерть есть безумие, ставшее обыденностью.
•
Смерть есть не только ужас человека, но и надежда человека, хотя он не всегда это сознаёт и не называет соответственным именем.
•
Смерть есть самый глубокий и самый значительный факт жизни, возвышающий самого последнего из смертных над обыденностью и пошлостью жизни.
•
Смерть нужно свободно и просветлённо принять, не бунтовать против её бессмысленности …
•
Смерть одного человека … есть более важное и более трагическое бытие, чем смерть государств и империй.
•
Смерть – предельный ужас и предельное зло – оказывается единственным выходом из дурного времени в вечность.
•
Смысл и оправдание брака лишь в любви. Брак без любви безнравственен. Вопрос же о должном отношении к детям ничего общего с этим не имеет, это совсем другой вопрос.
•
Смысл искусства в том, что оно есть упреждение преображения мира, освобождение от уродства и тяжести действительности.
•
Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смысл лежит за пределами этого замкнутого мира, и обретение смысла предполагает конец в этом мире.
•
Совесть есть воспоминание о том, что такое человек, к какому миру он принадлежит по своей идее. Кем он сотворён, как он сотворён и для чего сотворён.
•
Современное отрицание ада делает жизнь слишком лёгкой, поверхностной и безответственной. Утверждение же ада лишает нравственную и духовную жизнь смысла, ибо вся она протекает под пыткой.
•
Страдание есть глубочайшая сущность бытия, основной закон всякой жизни.
•
Страсть, то есть проявление величайшего напряжения жизни, всегда чревата смертью.
•
Страшно не то, что Бог сделает со мной. Страшно то, что я сам сделаю с собой. Страшен суд души над собой, над собственным бессилием утвердить вечную жизнь.
•
Счастье как цель жизни и критерий добра и зла выдумано самыми низменными нравственными учителями.
•
Творческий акт есть выход из времени, он совершается в царстве свободы, а не в царстве необходимости.
•
Творческий гений ни за что даётся человеку, он не связан с религиозным или нравственным усилием человека достигнуть совершенства.
•
Творческий художественный акт совсем не есть акт эстетический, эстетическим может быть лишь последствие творческого акта.
•
Творчество есть величайшая тайна жизни, тайна явления нового, небывшего, ни из чего не выводимого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося.
•
Творчество есть освобождение от рабства.
•
Творчество есть переход из небытия в бытие через акт свободы.
•
Творчество есть юность души.
•
Творчество может дать блаженство, счастье. Но это есть лишь последствие. Никогда блаженство, счастье не является целью творчества…
•
… те, которые восстают против зла и страданий мира и хотят создать мир лучший, более справедливый и счастливый, сами причиняют неисчислимые страдания, создают новые формы зла.
•
Тип эстета есть тип человека пассивного, наслаждающегося пассивностью, живущего отражениями, это – потребитель, а не творец.
•
То, что творит человек, есть более он сам, чем то, что он рождает.
•
Тоталитарные государства дошли до предельного бесстыдства, они хотят организовать половую жизнь людей для интересов родовых и государственных, как организуют скотоводство.
•
Трагедия всегда связана со свободой.
•
Трагедия смерти есть прежде всего трагедия разлуки.
•
Трагизм нравственной жизни … совсем не в столкновении добра и зла, божественного и дьявольского, трагизм прежде всего в столкновении одного добра с другим добром…
•
Трагична не только неразделённая любовь, но, может быть, ещё трагичнее и любовь разделённая … когда происходит столкновение ценностей – ценности любви с ценностью свободы, или творческого призвания, или высшей ценности любви к Богу…
•