Свобода аристократична, а не демократична. Она обращена к личности, а не к массе. Общественная свобода может быть самой страшной тиранией, она может превратиться в порабощение всех.

Свобода есть не удовлетворение, лёгкость и наслаждение, а тягота, трудность и страдание.

Свобода есть право на неравенство.

Свобода есть основное условие нравственной жизни, не только свобода добра, но и свобода зла.

Свобода есть роковой дар, который делает роковой участь человека.

Свобода, ложно направленная, может быть источником рабства.

Свобода моей совести есть абсолютный догмат, я тут не допускаю споров, никаких соглашений, тут возможна только отчаянная борьба и стрельба.

Свобода трудная вещь. Оставаться в рабстве легче.

Семья сплошь и рядом охлаждает любовь.

Скука есть отсутствие творчества.

Слово «счастье» — самое бессодержательное и ничего не значащее из человеческих слов. Никакого критерия и мерила счастья не существует, и никакого сравнения не может быть счастья одного человека со счастьем другого.

Смерть есть безумие, ставшее обыденностью.

Смерть есть не только ужас человека, но и надежда человека, хотя он не всегда это сознаёт и не называет соответственным именем.

Смерть есть самый глубокий и самый значительный факт жизни, возвышающий самого последнего из смертных над обыденностью и пошлостью жизни.

Смерть нужно свободно и просветлённо принять, не бунтовать против её бессмысленности …

Смерть одного человека … есть более важное и более трагическое бытие, чем смерть государств и империй.

Смерть – предельный ужас и предельное зло – оказывается единственным выходом из дурного времени в вечность.

Смысл и оправдание брака лишь в любви. Брак без любви безнравственен. Вопрос же о должном отношении к детям ничего общего с этим не имеет, это совсем другой вопрос.

Смысл искусства в том, что оно есть упреждение преображения мира, освобождение от уродства и тяжести действительности.

Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смысл лежит за пределами этого замкнутого мира, и обретение смысла предполагает конец в этом мире.

Совесть есть воспоминание о том, что такое человек, к какому миру он принадлежит по своей идее. Кем он сотворён, как он сотворён и для чего сотворён.

Современное отрицание ада делает жизнь слишком лёгкой, поверхностной и безответственной. Утверждение же ада лишает нравственную и духовную жизнь смысла, ибо вся она протекает под пыткой.

Страдание есть глубочайшая сущность бытия, основной закон всякой жизни.

Страсть, то есть проявление величайшего напряжения жизни, всегда чревата смертью.

Страшно не то, что Бог сделает со мной. Страшно то, что я сам сделаю с собой. Страшен суд души над собой, над собственным бессилием утвердить вечную жизнь.

Счастье как цель жизни и критерий добра и зла выдумано самыми низменными нравственными учителями.

Творческий акт есть выход из времени, он совершается в царстве свободы, а не в царстве необходимости.

Творческий гений ни за что даётся человеку, он не связан с религиозным или нравственным усилием человека достигнуть совершенства.

Творческий художественный акт совсем не есть акт эстетический, эстетическим может быть лишь последствие творческого акта.

Творчество есть величайшая тайна жизни, тайна явления нового, небывшего, ни из чего не выводимого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося.

Творчество есть освобождение от рабства.

Творчество есть переход из небытия в бытие через акт свободы.

Творчество есть юность души.

Творчество может дать блаженство, счастье. Но это есть лишь последствие. Никогда блаженство, счастье не является целью творчества…

… те, которые восстают против зла и страданий мира и хотят создать мир лучший, более справедливый и счастливый, сами причиняют неисчислимые страдания, создают новые формы зла.

Тип эстета есть тип человека пассивного, наслаждающегося пассивностью, живущего отражениями, это – потребитель, а не творец.

То, что творит человек, есть более он сам, чем то, что он рождает.

Тоталитарные государства дошли до предельного бесстыдства, они хотят организовать половую жизнь людей для интересов родовых и государственных, как организуют скотоводство.

Трагедия всегда связана со свободой.

Трагедия смерти есть прежде всего трагедия разлуки.

Трагизм нравственной жизни … совсем не в столкновении добра и зла, божественного и дьявольского, трагизм прежде всего в столкновении одного добра с другим добром…

Трагична не только неразделённая любовь, но, может быть, ещё трагичнее и любовь разделённая … когда происходит столкновение ценностей – ценности любви с ценностью свободы, или творческого призвания, или высшей ценности любви к Богу…