Господство есть плебейское дело.
•
Государство должно защищать свободу и право, в этом его оправдание.
•
Гуманистическое сострадание живёт иллюзией, что можно совершенно освободить людей от страдания и дать людям счастье…
•
Демократия есть уже выхождение из естественного состояния, распадение единства народа, раздор в нем. Демократия по существу механична, она говорит о том, что народа как целостного организма уже нет. Демократия есть нездоровое состояние народа.
•
Демократия и есть, может быть, форма общественного устроения, наиболее соответствующая греховной человеческой природе и наиболее дающая возможность ей себя выразить.
•
Для того, чтобы зло было побеждено, добро должно распять себя.
•
«Добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «высокое» и «низкое», «хорошее» и «плохое» не выражают реального бытия, это лишь символы…
•
«Добрые дела», которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра.
•
Если бы наш греховный мир в нашем греховном времени был бесконечным, не знал конца, то … это было бы торжеством бессмысленности.
•
Если свобода не реализует Царства Христова, то необходимость реализует царство антихриста.
•
Если человек есть существо падшее и если пал он в силу присущей ему изначальной свободы, то это значит, что он есть существо высокое, свободный дух … Человек пал с высоты и может на высоту подняться.
•
Если я счастье поставил себе целью, то я обречён всё время бояться.
•
Есть одиночество внутренней полноты и одиночество внутренней пустоты. Есть одиночество героизма и одиночество поражённости, одиночество как сила и одиночество бессилия.
•
Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть…
•
Жизнь человечества была наполнена … средствами, очень дурными, о цели же в пути забывали.
•
Закон бессилен изменить человеческую природу и не может разрешить никакой индивидуальной нравственной задачи.
•
Закон обличает грех, ограничивает его, но не в силах его победить … он даже в обличении греха легко становится злым.
•
Зло в человеческом существовании является не только в открытом виде, но и в обманном образе добра.
•
«Зло» и «злые» появились потому, что «добро» и «добрые» были плохи, что в них было мало добра.
•
Злые ненавидят Бога за то, что он мешает им творить зло, добрые готовы ненавидеть Бога за то, что он не мешает злым творить зло, что он допустил существование зла.
•
Знание принудительно, вера свободна.
•
И когда тебе дано нести свой крест, не сравнивай и не сопоставляй его с крестом другого.
•
Избегать страданий и убегать от страданий есть величайшая иллюзия жизни, самообман. Страдания следуют за нами по пятам, за самыми счастливыми из нас.
•
Идея добра, как и всякая идея, должна склониться и уступить, когда приходит человек. Не отвлечённая идея добра, а человек есть Божье творение и Божье дитя.
•
Иллюзия бесконечного счастья и благополучия есть одна из самых нелепых иллюзий.
•
Интересность и значительность человека определяется тем, что в нём есть дырочка, просверленная в бесконечность.
•
Историческое время порождает иллюзии: искание в прошлом лучшего, подлинного, прекрасного, совершенного (иллюзия консерватизма) или искание в будущем полноты совершенства, завершение замысла (иллюзия прогресса).
•
История есть неудача духа.
•
Когда добро находится под законом, оно в известном смысле есть безбожное добро. Закон и значит, что Бог отошёл от человека.
•
Когда душа испытывает состояние пустоты, она испытывает скуку, поистине дьявольское и страшное состояние.
•
Когда церковь … признаётся святой и непогрешимой, то начинается идолотворение и рабство человека.
•
Красота более характеризует совершенство существования мира и человека, чем добро
•
Красота есть Божья идея о твари, о человеке и мире.
•
Красота, как и истина, в субъективности, а не в объективности.
•
Красота предполагает существование хаоса и победу над хаосом.
•
Личности нет без страсти, как без страсти нет гения.
•
Личность должна быть исключением, никакой закон не применим к ней. Всё родовое и наследственное есть лишь материал для творческой активности личности.
•
Личность должна в экстазе выходить из себя, но, выходя из себя, оставаться собой.
•
Личность не может жить без государства, она признаёт его некоторой ценностью и готова действовать в нём, неся жертвы.
•
Личность, неповторимая, единичная личность, есть высшая ценность, она не есть средство для торжества общего, хотя бы это общее было общеобязательным нравственным законом.
•