Дорогая, несчастных
нет! нет мёртвых, живых.
Всё – только пир согласных
на их ножках кривых…
Право, чем гуще россыпь
чёрного на листе,
тем безразличней особь
к прошлому, к пустоте
в будущем. Их соседство,
мало суля добра,
лишь ускоряет бегство
по бумаге пера.
•
Другого будущего, кроме очерчённого искусством, у человека нет. В противном случае нас ожидает прошлое – прежде всего политическое, со всеми его массовыми полицейскими прелестями.
•
Дух – благодать тверди иной к горсточке праха,
дабы не знать в глине земной смертного страха.
Дух – это нить с небом связать глины уродство,
дабы лишить мест осязать наше сиротство.
•
Духота. Даже тень на стене, уж на что слаба,
повторяет движенье руки, утирающей пот со лба.
Запах старого тела острей, чем его очертанья. Трезвость
мысли снижается. Мозг в суповой кости
тает. И некому навести
взгляда на резкость.
•
«Душа не ощущает тесноты».
«Ты думаешь? А в мёртвом организме?»
«Я думаю, душа за время жизни
приобретает смертные черты.»
•
ежели неподвижность действительно мать движенья,
то отчего у них разные выраженья?
И не только лица, но – что важнее – тела?
Сходство у них только в том, что им нет предела…
•
Если бы в основе мира было заложено зло, мир не существовал бы.
•
Если бы владыки нашего мира были более начитанными, то дурное управление и горе … несколько бы умерились.
•
Если бы время имело собственное перо и решило сочинить стихотворение, его строчки содержали бы листья, траву, землю, ветер, овец, лошадей, деревья, коров, пчёл. Но не нас.
•
Если в двадцать лет вы не декадент, то – когда?
•
Если вам глаза скормить суждено воронам,
лучше если убийца – убийца, а не астроном.
•
Если вам необходимо бунтовать, бунтуйте против тех, кто не столь легко раним. Родители – слишком близкая мишень (так же, впрочем, как братья, сёстры, жёны или мужья); дистанция такова, что вы не можете промахнуться.
•
Если выбирать между наукой и верой, то мы в выигрыше с наукой, поскольку верования оказались слишком разобщающими.
•
Если говорить о жажде бесконечного, то поэзия часто превосходит веру.
•
Если говорить о поводах для иносказаний, смерть не имеет себе равных, и на Страшном Суде она может привести это в свою защиту.
•
Если искусство чему-то и учит (и художника – в первую голову), то именно частности человеческого существования… Оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности – превращая его из общественного животного в личность.
•
Если искусство чему-то и учит человека, так это – уподобиться искусству, а не другим людям.
•
Если любовь и можно чем-то заменить, то только памятью. Запоминать – значит восстанавливать близость.
•
Если нельзя стать кочевником физически, следует по крайней мере стать им в мыслях. Вы не можете спасти свою шкуру, но вы можете попытаться спасти свой разум.
•
Если отрицательный потенциал человека ярче всего проявляется в убийстве, его положительный потенциал лучше всего проявляется в искусстве.
•
Если тем, что отличает нас от прочих представителей животного царства, является речь, то литература – и, в частности, поэзия, будучи высшей формой словесности, – представляет собой, грубо говоря, нашу видовую цель.
•
Если ты банкир или пилот, ты знаешь, что, набравшись опыта, ты можешь более или менее рассчитывать на прибыль или мягкую посадку. В писательском же деле наживаешь не опыт, а неуверенность. …В этой области, где навык губит дело, … наиболее частое состояние души – паника.
•
Если ты родился в России, неизбежна тоска по иной родословной.
•
Если ты хоть раз, поддавшись страху, согнул спину, участь твоего позвоночника решена: ты согнёшь её снова.
•
Если у нас есть что-то общее с древностью, так это перспектива небытия.
•
Если у поэта и есть какое-то обязательство перед обществом, так это писать хорошо.
•
Если что-то может быть хуже, чем помесь бедности с бетоном, так это помесь бетона с игривостью.
•
Есть в рубеже смертном надрыв, страшно до дури.
Слабой душе смерть есть призыв к бегству к Натуре.
•
Есть города, в которые нет возврата.
Солнце бьётся в их окна, как в гладкие зеркала. То
есть в них не проникнешь ни за какое злато.
Там всегда протекает река под шестью мостами.
Там есть места, где припадал устами
тоже к устам и пером к листам. И
там рябит от аркад, колоннад, от чугунных пугал;
там толпа говорит, осаждая трамвайный угол,
на языке человека, который убыл.
•
Есть истинно духовные задачи.
А мистика есть признак неудачи
в попытке с ними справиться…
•
есть ли что-нибудь более жалкое, чем перебирать утраченные возможности …
•
Есть преступления, простить которые – преступление.
•
Ещё неизвестно, кто больший кочевник: тот ли, кто кочует в пространстве, или тот, кто кочует во времени.
•
«Ещё умру тут, Господи,прости,
считая, что тот свет необитаем»…
«Тот груз, которым нынче обладаем,
в другую жизнь нельзя перенести».
•
Жаждать чего-то, что имеет кто-то другой, означает утрату собственной уникальности.
•
Жаждать чего-то, что имеет кто-то другой, означает утрату собственной уникальности.
•
Жечь книги – это, в конце концов, всего лишь жест; запрещать их публикацию – это фальсификация времени.
•
Жизнь – игра со многими правилами, но без рефери.
•
жизнь – синоним / небытия и нарушенья правил.
•
Жизнь – сумма мелких движений.
•
Жизнь – только разговор перед лицом молчанья…
•
Жизнь бессмысленна. Или
слишком длинна. Что в силе
речь о нехватке смысла
оставляет – как числа
в календаре настенном.
Что удобно растеньям,
камню, светилам. Многим
предметам. Но не двуногим.
•
Жизнь возникла как привычка
раньше куры и яичка.
•
Жизнь есть товар на вынос:
торса, пениса, лба.
И географии примесь
к времени есть судьба.
Нехотя, из-под палки,
признаёшь эту власть,
подчиняешься Парке,
обожающей прясть.
•
Жизнь имеет гораздо меньшее отношение к Времени, чем смерть.
•
Жизнь имярека ещё не есть Бытие, со всеми вытекающими из этого и для смерти имярека последствиями.
•
…Жизнь, которой,
как дарёной вещи, не смотрят в пасть,
обнажает зубы при каждой встрече.
От всего человека вам остаётся часть
речи. Часть речи вообще. Часть речи.
•
Жизнь на три четверти – узнавание
себя в нечленораздельном вопле
или – в полной окаменелости.
•
Жизнь художника даёт ключ к пониманию его творчества.
•
Жизнь, бегущая за нами…
•
жизнь, вероятно, не так длинна,
чтоб откладывать худшее в долгий ящик.
•
Жить – в каком-то смысле значит цитировать, и когда ты что-то выучил наизусть, заученное принадлежит тебе в той же степени, что и автору.
•
жужжанье ослепительной осы
в простой ромашке вызывает робость.
Я сознаю, что предо мною пропасть.
И крутится сознание, как лопасть
вокруг своей негнущейся оси.
•
Жухлая незабудка
мозга кривит мой рот.
Как тридцать третья буква,
я пячусь всю жизнь вперёд.
•
За ваши чувства высшие
цепляйтесь каждый день…
•
За героем всегда лучше наблюдать издали.
•
забыть одну жизнь человеку нужна, как минимум, / ещё одна жизнь.
•
Загнанный зверь статуй певца с цоколя сбросит,
ибо, поверь, нищи сердца с мёртвого спросят.
•
Задние мысли сильнее передних.
•
Замерзая, я вижу, как за моря
солнце садится, и никого кругом.
То ли по льду каблук скользит, то ли сама земля
закругляется под каблуком.
•
Запах старого тела острей, чем его очертанья.
•
Засвети же свечу
или в лампочке свет.
Темнота по плечу
тем, в ком памяти нет…
•
Засни и ты. Забудь тот крик, забудь.
Засни и ты: смотри как соснам спится.
Всегда пред сном твердишь о чём-нибудь,
но вот в ответ совсем другое снится.
•
Затем, чтоб пустым разговорцем
развеять тоску и беду,
я странную жизнь стихотворца
прекрасно на свете веду.
•
зачем он так несдержан на язык,
ведь он-то уже понял и привык
к тому – хоть это дьявольски смешно –
что ложь и правда, кажется, одно…
•
Здесь можно жить, забыв про календарь,
глотать свой бром, не выходить наружу
и в зеркало глядеться, как фонарь
глядится в высыхающую лужу.
•
Здесь, на земле,
от нежности до умоисступленья
все формы жизни есть приспособленье.
•
Зелень только на знамени Пророка. Здесь ничего не растёт, опричь усов.
•
Земные пути короче. Прочны земные вещи. Земные истины проще и постигаемы легче, нежели притчи неба и путаницы созвездий.
•
…Зимою на самом деле
вторник он же суббота. Днём легко ошибиться:
свет уже выключили или ещё не включили?
•
Зло и добро парою рук часто сдаётся.
Деве равно всё, что вокруг талии вьётся.